
Эпоха бесконтрольного предпринимательства стала благодатной почвой для возникновения разного рода ассоциаций, трестов, консорциумов, предприятий, корпораций, союзов…
Народ развлекался, постигая новое и неизведанное для него доселе состояние «добывания денег» практически из воздуха.
Можно было абсолютно всё. При условии, конечно, если ты согласен «делиться» с теми, кто оказался у кормила власти.
Напрочь отсутствовали, как таковые, патенты и лицензии.
Всё было до омерзения просто. Придумывалось красивое название, желательно позаковыристее и поумнее, писался «типовой устав» малого предприятия или общества, ну с очень ограниченной, ответственностью и — ву-а-ля! Вперёд, к вершинам покорения умов и сердец наивных граждан, готовых отдать именно вам все свои кровные сбережения.
Но был один очень существенный нюанс.
Поскольку воровали все и достаточно откровенно, — делать что-либо качественно и достаточно серьёзно выглядело «дурным тоном». Но именно это и привлекало меня в людях, рискнувших пойти против системы, утопающей в непрекращающихся безнес-афёрах.
О Фёдоре Ивановиче Поддубном, основателе первого на советском и постсоветском пространстве частного высшего учебного заведения, я узнал из газет. Это было ново, странно и крайне интригующе.
Всесоюзный институт управления (так назывался этот ВУЗ) находился в маленьком городке Славянске Донецкой области на территории союзной Украины. И я решил посмотреть на это «чудо» своими глазами.
Уже тогда за моими плечами был достаточно весомый багаж всевозможных поездок в разные страны. Я собственными глазами наблюдал жизнь социалистического лагеря и Западного мира. Наблюдал и сравнивал. И если вам кажется, что сравнение было в пользу капитализма, то спешу вас разочаровать. Я был объективен, и старался во всём искать и положительные, и отрицательные стороны. А их было в достатке и в первом, и во втором варианте.
К чему это я?
Ах, да… К тому, что был приятно удивлён своим визитом в Славянск.
Во-первых, мне очень понравился сам городок. Приятный во всех отношениях, утопающий в зелени, сочетающий в себе государственные многоэтажки вперемешку с небольшими особнячками частного сектора и с безумно красивым фонтаном на центральной площади, с красивой подсветкой по вечерам и «танцующими струями» под аккомпанемент набиравшей популярность новой эстрады.
А во-вторых, удивил сам институт, нашедший приют на арендованных площадях Славянского авиационного то ли техникума, то ли училища.
Презентабельный, уютный, безупречно располагающий к себе «абитуриентский зал», с исчерпывающей информацией об учебной программе, профессорско-преподавательском составе и дальнейших перспективах. Благожелательный и информированный коллектив, старающийся сделать всё для того, чтобы «заглянувший на огонёк» даже просто любопытствующий человек остался доволен проявленным к нему вниманием и обхождением.
Одним словом, я увидел настоящий европейский или американский ВУЗ, сочетающий в себе западную демократичность и советский профессионализм. То есть что-то совершенно новое, но имеющее безусловное право на дальнейшее развитие и уж тем более существование.
С Фёдором Ивановичем Поддубным мы подружились. И сохраняли тёплые отношения до самого конца.
Это был уникальный человек. Энергичный, коммуникабельный, увлекающийся и умеющий вести за собой соратников. Он никогда не боялся принимать решения и нести ответственность за их реализацию. И ещё. Это был человек слова. Что было так несвойственно, так нехарактерно для того времени…
Казалось бы, Донбасс должен был бы гордиться и таким институтом, и таким человеком. Он и гордился. До поры, до времени. А потом начались проблемы…
Всесоюзный институт управления, в с вязи с развалом СССР превратившийся в Международный институт управления, бизнеса и права, стал претендовать (и обоснованно!) на роль «Украинского Гарварда». Преподавательский состав высочайшей квалификации, невероятный уровень подготовки студентов, ошеломляющая научно-техническая база ВУЗа и, конечно же, харизма ректора – всё это вызывало жуткое раздражение и неприязнь со стороны руководителей государственных институтов, властных чиновников и криминальных структур. Всем хотелось «отщипнуть» от пирога свой, как им казалось, «законный» кусок, растащить материальную базу по частям, по кирпичику. И никто не хотел даже слышать о том, что Ф.И. Поддубный всё без остатка вкладывает в любимое детище – свой ВУЗ, получивший международное признание.
Вот что прожжённые чиновники умели делать профессионально во все времена (умеют и сейчас!) – это гадить исподтишка, воровать «на голубом глазу» и напропалую использовать систему криминально-государственного давления!
Против первого в СССР частного института и, конечно же, против его ректора и основателя Фёдора Ивановича Поддубного была развёрнута настоящая травля. Арестованы активы, имущество, банковские счета. Выписан ордер на заключение под стражу Фёдора Ивановича. Началась нешуточная охота за его жизнью.
Проанализировав создавшуюся ситуацию и спрогнозировав почти 90% вероятность летального исхода, друзья настойчиво убеждают ректора уехать в Россию, где у него огромное количество учеников и последователей, а у ВУЗа масса филиалов и учебных центров.
Поддавшись на уговоры, Поддубный уезжает в Москву, продолжая и дальше заниматься активной научной и общественной деятельностью. Его имя гремит на всевозможных форумах и конференциях, выходят монографии и книги.
Однако, властям «незалежной» Украины было мало опорочить честное имя выдающегося учёного и талантливейшего организатора в сфере образования нового типа, важно было доказать всем, а в первую очередь себе самим, что они способны уничтожить физически неугодного человека.
В Москве Фёдор Иванович попадает в больницу в прединсультном состоянии. Далеко не в лучшую сторону на здоровье 68-летнего учёного сказываются все треволнения последнего времени. Пользуясь этим, украинские «правоохранительные» структуры планируют целую операцию по нелегальному изъятию Поддубного из больницы, и тайком перевозят его через границу, закрывая в следственном изоляторе Славянска.
Четыре года длилась эпопея, связанная с «предварительным» тюремным заключением Фёдора Ивановича Поддубного. К нему не раз применялись «гестаповские» методы устрашения, в результате которых органы следствия заявляли, что Ф.И. Поддубный «упал» с койки во время сна, в результате чего получил сотрясение мозга, обширные гематомы в области лица и разбитый затылок. В результате всех мытарств, сломленный но непобеждённый, без всяких постановлений и судебных решений, Фёдор Иванович Поддубный был освобождён из-под стражи и отпущен на свободу. Уголовное дело против него было прекращено. Имущество института и лично Поддубного разворовано за четыре года «следствия». А ВУЗ… ВУЗ прекратил своё существование стараниями украинских чиновников, не пожелавших возникновения на Донбассе «Украинского Гарварда»…
Парадокс ситуации заключался в том, что Международный институт управления, бизнеса и права Фёдора Ивановича Поддубного прекратил свою деятельность. Но его многочисленные филиалы во многих странах продолжали успешно работать, претворяя в жизнь идеи своего создателя и учителя, успешно конкурируя с лучшими государственными ВУЗами.
Получив долгожданную свободу, Фёдор Иванович не уехал из города, в котором столько лет отдал созданию дела всей своей жизни, хотя предложения поступали из разных стран. Он не мог смириться с тем, что его имя было втоптано в грязь. И решил во что бы то ни стало возродить учебный центр мирового уровня. И у него, несмотря ни на что, опять стало получаться…
Неуёмный в своём желании жить для людей, растворятся в своих учениках, Фёдор Иванович Поддубный умер в 2007 году, через пять лет после освобождения из украинских застенков, так и не дожив до создания своего «Гарварда», но с твёрдой верой в то, что кому-то из его учеников это обязательно удастся… (© Copyright: Святослав Моисеенко «ПО ТУ СТОРОНУ ГЛЯНЦА…». Свидетельство № 218072900710)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…