Нашумевшая в своё время, и обросшая тысячами подробностей и небылиц, победа священнослужителя РПЦ иеромонаха Фотия в массовом телевизионном эстрадном шоу «Голос», заинтересовала нас не просто самим фактом случившегося. А тем, что же такого случилось в российском церковном мире, что руководство РПЦ, отбросив закостенелость в вопросах показной морали, отринув «ложную стыдливость» и «аскезу», позволило священнику-монаху (!) участвовать в качестве артиста (!) в эстрадном шоу, с широчайшим освещением в средствах массовой информации (что само по себе можно расценивать, как несомненно стопроцентно удачный пиар-проект). И не только позволило, но и высказало глубочайшее удовлетворение результатами резонансного шоу…
Однако, поговорим обо всём постепенно…
Итак, иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) родился в 1987 году в городе Горьком (Нижний Новгород).
В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре и часто даже солировал.
С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать свои собственные песни. В подростковом возрасте, когда голос начал «ломаться», Виталий посещал церковную школу, где пел в церковном хоре.
После окончания неполной средней школы, Виталий Мочалов поступил в местное музыкально училище, где выбрал отделение музыкальной теории. Но проучиться успел только один год. Вместе с семьёй он эмигрировал в немецкий город Кайзерслаутерн. Но и там Виталий не забросил музыку и пение: он обучался игре на органе.
Через три года будущий священнослужитель возвратился в Россию и поступил на службу в Боровский Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Там из мирского молодого человека он, приняв постриг, стал иеромонахом Фотием.
Но любовь к музыке и пению не оставила его. Насельник Свято-Пафнутьева монастыря Фотий заново открыл для себя пение, когда начал посещать уроки по вокалу Виктора Твардовского, который занимался обучением монастырских певчих. По словам Фотия, он прошёл у своего московского преподавателя курс по его авторской методике и смог «настроить» голос. Позже священник Фотий несколько лет занимался вокалом, используя упражнения Твардовского, специально разработанные для него и записанные на кассету.
И вот наступил «кульминационно-звёздный» момент…
Впервые в истории телевизионного шоу «Голос» в качестве конкурсанта появился священник.
Иеромонах Фотий на «слепом прослушивании» исполнил «Арию Ленского». Это довольно сложная в исполнении композиция из оперы «Евгений Онегин».
Как утверждает иеромонах, на участие в конкурсе его благословил духовный отец – схиархимандрит Власий. Он оказывает Фотию свою молитвенную поддержку. С радостью поддержала участие в шоу и братия монастыря вместе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом. То есть по сути, было дано «высочайшее соизволение» на участие священника и монаха в качестве эстрадного артиста в резонансном телепроекте.
Фотий (Мочалов) попал в команду Григория Лепса, который повернулся к нему после «слепого прослушивания». Священник говорит, что рассчитывал попасть в команду Александра Градского, поскольку ближе всего ему именно академическое пение.
Члены жюри тепло встретили необычного конкурсанта. Александр Градский даже защищал священника, когда Григорий Лепс задавал ему провокационные вопросы. А Василий Вакуленко (Баста) по окончании конкурса взял у отца Фотия благословение.
В последних этапах популярного музыкального проекта, иеромонах Фотий «оправдал доверие» Лепса, принявшего его в свою команду. Впервые за четыре сезона, в проекте «Голос» не только принял участие, но и победил священнослужитель.
Поскольку само появление священника-монаха на эстраде в качестве артиста вызывает «скандальный» интерес, попробуем проанализировать ситуацию и вынести свой, сугубо частный, вердикт.
Личная жизнь иеромонаха Фотия – это служение церкви и жизнь духовная. Соратники священника утверждают, что у Фотия очень твёрдый характер, хотя выглядит он довольно мягким и даже стеснительным человеком. В своё время он, будучи в монастыре, вынужден был принять решение о службе в армии. Фотий проявил твёрдость и решил отдать долг Родине, но из-за проблем со зрением ему отказали.
Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками, исполняет песни на грузинском, японском, итальянском и сербском.
Он служит в Боровском монастыре, но кажется, в судьбе его грядут большие перемены.
Приняв участие в популярнейшем шоу «Голос», тем более победив в финале, он стал известен практически всей стране. Более того, он стал всероссийским любимчиком. А это испытание не для слабого. Выдержит ли? Выдюжит?
И вообще… Что из себя представляет монах в подряснике, перепевающий мировые хиты в этом чёрном и «греховном» ящике под названием «телевизор» на глазах у многомиллионной публики? Давайте попробуем узнать.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил иеромонаха Фотия, победившего в четвёртом сезоне шоу «Голос» и пожелал ему сохранить естественность поведения и скромность: «Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос». Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным – думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил», — написал Патриарх на своей странице в Fasebook.
По его словам, поздравляя иеромонаха Фотия, он хотел бы пожелать ему сохранить ту естественность поведения, которая присуща монашескому званию и по которой люди, как церковные, так и нецерковные, определяют духовное состояние священнослужителя. «Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе», — написал Предстоятель.
«Желаю также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие голосовали не только за голос, но и за образ», — отметил Патриарх Кирилл.
Первоначально появление иеромонаха Боровского монастыря на музыкальном конкурсе первого канала казалось причудливой игрой случая: надо же, монах – на эстраде, в вотчине шоу-бизнеса, безмерно далёкого от Церкви! Больше всех оторопел, кажется, будущий наставник конкурсанта Григорий Лепс, выбравший необычного певца на «слепом прослушивании». Обнаружив, что перед ним стоит священнослужитель, Лепс пробормотал что-то типа: «Что же мы с Вами петь будем? Разве Вы сможете исполнить «Мурку» или «Рюмку водки на столе»?»
Вскоре выяснилось, что у Фотия есть не только подходящий репертуар, но и благодарная аудитория. Симпатии слушателей задолго до подведения итогов сделали исполнителя из Боровской обители одним из фаворитов «Голоса». На зрительских голосованиях он неизменно набирал по 75-80%, решительно опережая своих соперников.
Столь замечательный успех можно было бы объяснить личными достоинствами певца, если бы не подчёркнуто строгий, непривычный для эстрады христианский стиль и не многозначительное «совпадение» доли сторонников Фотия с долей православного населения страны. Из-за этого растущая популярность иеромонаха привела в ярость русофобское лобби, а его триумфальная победа в финале сопровождалась злобными комментариями.
Вот набор самых типичных отзывов «либеральной тусовки»: «Самый несправедливый «Голос»!»; «Уверена, голоса никто и не считал… Разве может в нынешней России поп проиграть?»; «Почему? Вся страна не могла уверовать в одночасье»; «Какой кошмар! Полное отсутствие вкуса у публики…»
Истерика либералов понятна и предсказуема. Они старательно лепят образ «церкви-казармы», которую насильно, против воли, навязывает обществу «полицейская власть». Они упорно уверяют всех, и прежде всего самих себя, что русское православное возрождение – всего лишь фетиш, что стремление русских людей к вере предков носит «спущенный сверху» директивный характер, и что всё православие развеется, как дым, едва лишь только рухнет режим «ненавистного Путина». Но то, что произошло на «Голосе» полностью опровергает эту антирелигиозную теорию, — фальшивую, как и все теории либералов.
Я не берусь оправдывать Русскую Православную Церковь в её заблуждениях и привязанностях, оправдывать её священноначалие, иерархов и священников, со всеми их человеческими пороками и недостатками. Равно как не стремлюсь и «клеймить позором» ни саму церковь, ни её служителей. У каждого свой путь и своя мера ответственности перед Богом и людьми. И каждый сам выбирает, кому ему служить – Богу или Мамонне, даже занимая видные церковные посты…
Но… Давайте рассуждать здраво.
Аудитория «Голоса» в основном молодёжная и средневозрастная. И списать триумф священника на «бабушек в платочках» не получится. Организаторов шоу – команду Константина Эрнста – трудно заподозрить в клерикализме, поэтому закулисной интригой победу иеромонаха тоже не объяснить (хотя, правды ради, должен отметить, что в шоу-бизнесе случается всякое и деньги со связями, порой, творят чудеса похлеще христианских святых). Грандиозный успех отца Фотия, оказавшегося гораздо более притягательным для публики, чем другие, не менее сильные исполнители, — явная демонстрация массовых народных симпатий к православному христианству.
Как за спасательный круг, растерянные русофобы хватаются за объяснения такого рода: «Не волнуйтесь, попа выбрали только из любви к экзотике. Настоящие верующие в пост телевизор не смотрят и в голосованиях не участвуют». Подтекст такого «утешения», надо полагать, следующий: «Не волнуйтесь. Православные в России не составляют большинства. Это маленькая, постящаяся секта, которая не сможет помешать нам прийти к власти и сделать из «этой страны» то, что нужно нам».
Кстати, доля истины в последней цитате всё же есть. В самом деле, глубоко «воцерковлённые» православные, в том числе пресловутые «бабушки в платочках», нечасто смотрят такого рода конкурсы и не могли повлиять на исход голосования. Но – тем хуже для русофобов!
Никакого церковного лобби в поддержку Фотия не сложилось. Многие из тех, кто слал смс в его поддержку, возможно, и в церкви-то ни разу не были. Дело не в социальных институтах и не в общественных группах поддержки, дело в сути события.
Может быть, в общем и целом, это очень грамотный и точно выверенный пиар-ход Московской Патриархии, нацеленный на популяризацию православия в молодёжной среде, так сказать, попытка стать «человечнее» и «повернуться лицом» к народу. По принципу, ничто человеческое нам не чуждо, и в нашей среде произрастают таланты, и мы всецело поддерживаем стремление клириков к раскрытию присутствующего в них Дара Божия, и ни в коем случае не являемся «замшелой», «косной» и замкнутой корпоративной структурой, а всегда открыты к диалогу и взаимопониманию…
И если это действительно так, то могу только поаплодировать профессионализму церковных аналитиков и пиарщиков!
Но возможно и другое…
Возможно, массовые симпатии к Фотию – это голос русской души, которая, несмотря на десятилетия тотальной обработки, несмотря на потуги информационных генералов, остаётся православной в своей глубине.
Мы увидели на сцене человека, удивительным образом отличающегося от нарциссов современного шоу-бизнеса. Увидели человека искреннего, не завистливого к соперникам и не ревнующего к славе, не стремящегося поразить зрителей хитрыми приёмами и спецэффектами. Человека простого, открытого, доброго. То, что таким человеком оказался священник, монах – совпало с нашим идеальным представлением о Христианской Вере и о людях, посвятивших себя Богу.
Мы увидели отблеск того идеала, который важнее культа, обряда, иерархии. Мы словно увидели краешек неба, — того неба, которое делает Православие священным для всех, даже «мало воцерковлённых» людей. Сколько бы его критики не приводили отрицательных примеров, подобранных на земле, любовь к этому небесному идеалу живёт в абсолютном большинстве наших сограждан, что очень убедительно доказал четвёртый сезон проекта «Голос».
Это и делает нас единым народом, — народом, который может менять моду и технику, образ и стиль жизни, но не меняет своих идеалов.
В заключение хочется сказать, что феномен иеромонаха Фотия – это именно то, что заставляет нас вспомнить, что «зарывать талант в землю» — это величайший грех. Бог не зря наделяет человека определённым даром. И если тебе даровано такое счастье – ты просто обязан реализовать его по максимуму, даже если ты священник и монах. Вернее не так. Особенно, если ты священник и монах!
Какой бы талант, какой бы дар не был тебе ниспослан Господом, обязательно следуй ему, пусть даже в монашеских одеждах. Пой, пиши, рисуй. Создавай прекрасное. Дари людям песни и стихи, пиши романы, совершай прорыв в медицине и педагогике. Ибо всё это – путь великого миссионерства, путь, уготованный тебе Всевышним.
И не нужно обращать внимание на пересуды за спиной и обидные ярлыки, самыми культурными из которых являются «поп-звезда» или «ряженый»… Это от зависти, злобы и косности мышления. И таких человеческих особей можно только пожалеть…
Во все века было много талантливых людей, обладающих бесценным даром, в том числе в кругу священнослужителей и монахов. Примеров много. Но приведу лишь два, зато очень ярких.
Талантливейший поэт, мыслитель и философ – Митрополит и Господарь Черногорский Петр II Петрович-Негуш, мавзолей которого располагается на одной из черногорских вершин и является яркой достопримечательностью этой удивительной страны.
И наш, русский святой последнего времени, – великий священник и великий хирург – Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский…
Константин ПОДОЛЬСКИЙ,
специально для журнала
«ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ»
2017 год