
Владыка Питирим поразил меня до глубины души…
Сочетанием несочетаемого. Поразительным и недосягаемым величием, царственной статностью, и в то же время невероятной простотой общения. Силой духа и ранимостью души. Потрясающей мудростью, отражающейся в бездонных глазах и любовью к простому человеку, скользящей в каждом взгляде, каждом жесте, каждом слове…
Мне казалось, что он совершенно точно знал, зачем пришёл в этот мир и что именно ему надлежит сделать…
И ещё… Я был абсолютно уверен в том, что этот человек знает ответы на все вопросы. И способен делиться самыми сокровенными знаниями… Только вот мы не готовы были услышать, понять и принять то, что он тогда говорил… Ведь только по прошествии времени, через десятки лет я начинаю понимать, как он был прав в своих суждениях и оценках! И как много старался передать нам, желторотым птенцам гнезда своего!..
Именно владыка Питирим научил меня по-настоящему любить Бога и понимать всю глубину и всё величие небывалого подвига Христа, своей кровью и своей земной жизнью искупившего грехи человеческие…
И в то же время, вскормленный «системной» средой, обладая аналитическим складом ума, независимым характером и природной иронией, граничащей, порой, с циничным и беспощадным сарказмом, я вполне осознанно отдавал себе отчёт в том, что, как никто, точно знаю, какие силы скрываются под благообразной вывеской церковной корпорации, получившей в сегодняшнее время весьма ёмкое обозначение – ЗАО «РПЦ», какие денежные потоки проходят через счета подконтрольных организаций и на какие «властные» рычаги можно периодически «давить», не особо утруждая себя этикой и моралью…
Между РПЦ и КПСС не было особого различия в подходе к влиянию на «умы и сердца» граждан… Равно как и в понимании необходимости манипулирования не только общественным сознанием, но и «вертикалью власти» снизу и до самого верха…
И в той, и в другой «системе» нужно было уметь вовремя «прогнуться», вовремя «поддержать» и вовремя «предать»…
В долгих разговорах с владыкой мы касались этих, очень непростых, тем…
Я никак не мог понять, неужели чистое учение Христа нуждается в такой «грязной» обёртке?
Неужели всё дело в форме, а не в содержании?
И однажды владыка мне сказал:
— Видишь, я сегодня не в фаворе. Скорее даже в опале… Может, за мою деятельность, слишком уж общественно-активную. А может, за мои мысли, далеко не всегда совпадающие с «генеральной линией» нашего «священного руководства»… Но это не значит, что я отрицаю необходимость самого института Церкви. Отнюдь. Просто я считаю, что принципы, на которых он базируется, должны быть несколько иными. И, возможно, когда-нибудь так и будет. Только, боюсь, мне увидеть это не доведётся…
Однако, речь не об этом. Я хочу, чтобы ты познакомился с одним человеком. И, возможно, тогда ты поймёшь, что церковная жизнь не ограничивается исключительно «грязной обёрткой»…
И я согласился…
Во-первых, потому, что мне было безумно интересно…
Во-вторых, потому, что я очень много разного слышал об этом человеке…
И в-третьих, потому, что мой путь лежал в мой любимый город, город моего детства, город, где я родился…
Я ехал в Ленинград…
Чтобы увидеться с ещё одним великим человеком…
Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном (Снычевым)… (© Copyright: Святослав Моисеенко «ПО ТУ СТОРОНУ ГЛЯНЦА…». Свидетельство № 218072900710)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…